У нас состоялась удивительная и насыщенная поездка. Для ребят это был не просто интересный познавательный выезд, но и знакомство с настоящей, непростой жизнью увлеченных людей, занятых научной работой в трудных условиях глухой русской провинции.
Небольшая затерявшаяся в лесах деревня, избы, отапливаемые дровами, вода в колодце, непроезжие дороги, размытые осенними дождями, – все это мало похоже на биостанцию международного значения по изучению и спасению медведей и волков. И тем не менее, именно здесь на протяжении более чем 25 лет три поколения семьи Пажетновых занимается уникальной научной деятельностью, именно здесь были сделаны удивительные открытия о жизни и повадках этих крупных хищников, сняты научные фильмы, проведены международные конференции, написаны десятки книг и статей.
Научные работники станции рассказали ребятам о жизни медведей и волков, о работе станции, об уникальной методике выращивания медведей в условиях, близких к естественным. Особенно яркое впечатление произвела на ребят экскурсия по Экотропе с рассказами о разнообразии местных экосистем. Многие впервые увидели не только, как берется проба торфа, но и как растет на болоте клюква, вдохнули, как пахнет багульник.
Кроме биологических экскурсий нас провели и по историко-краеведческой тропе. Среди озер, глухих лесов, заросших вереском пустошей высятся дославянские курганы 3-7 веков. Мы с ребятами поднялись на древнее городище, где некогда кипела жизнь.
Но целью нашей поездки было не только познакомиться с этим местом, но и что-то сделать для него. Было радостно смотреть, как наши ребята пилили и рубили дрова, а девочки помогали убирать урожай моркови.
Но, пожалуй, самым важным был опыт общения ребят друг с другом в новой, нешкольной обстановке; с учителями, которые в поездке были скорее старшими товарищами; с людьми, которые принимали нас – горячими, увлеченными, открытыми, открывшими нам «свой дом».
Мы верим, что этот опыт тесной общей жизни, взаимной поддержки, принятия друг друга поможет нам и в нашей школьной жизни быть более открытыми и терпимыми друг к другу.
Каринская Е.С., заместитель директора по воспитательной работе.
Отзыв о биостанции «Чистый лес».
Для меня наша поездка на биостанцию стала возможностью окунуться в мир дикой природы. Было любопытно побывать в этих местах, вдали от цивилизации, и открыть для себя что-то новое.
Ранним осенним утром вся наша группа быстро и легко погрузилась в школьный автобус, и мы отправились в интересное путешествие.
Дорога пролетела незаметно, ведь в пути можно было непринужденно общаться с друзьями.
Сотрудники станции встретили нас очень тепло и радушно. И сразу стало понятно, что здесь царит по-настоящему домашняя и тёплая атмосфера. Это то место, где можно научиться понимать и чувствовать природу.
Мы попали «в руки» к профессиональным зоологам, которые рассказали о работе биостанции, провели интересные лекции «Медведи», «Волки», мастер-класс «По следам диких животных».
Биологическая станция «Чистый лес» создана с целью проведения научных исследований и осуществления эколого-просветительской деятельности. А задача этого экологического центра по-настоящему уникальна — спасение, реабилитация и возвращение медвежат и волков в природу. Главная сложность состоит в том, чтобы не приручать зверей, а наоборот, поддерживать в естественном диком состоянии.
Каждый день, проведенный на биостанции, был открытием. Мы узнали, что медвежат в возрасте от одного дня и до трех месяцев везут на станцию со всей России. В дикую природу их возвращают, когда им исполняется семь месяцев. По возможности отправляют на родину, туда же, откуда взяли. Главный принцип методики -невмешательство человека. Если зверь потеряет естественный страх перед человеком, он не выживет.
За время нашего пребывания с нами провели три экскурсионных маршрута.
Первый – «Экологическая тропа» — два километра по прекрасному осеннему лесу, где можно было увидеть образцы природы и растительности Средней России. Неожиданно для всех мы вышли на верховое болото с очень красивым озером в центре. А сколько здесь клюквы! Все с удовольствием лакомились этими вкусными и полезными ягодами.
Маршрут «Зоологический» — экскурсия на бобровое поселение. Нам рассказали о жизни и привычках бобров, показали их хатки.
«Историко-археологический» маршрут — экскурсия по археологическим памятникам (с III по XII век), которых много в окрестностях биостанции. Городища, курганы, сопки – именно по этим местам проходил древний торговый путь «из варяг в греки».
Все мы – и ребята, и преподаватели – получили огромное удовольствие от тесного общения с живой природой, интересными людьми и друг с другом. Не сомневаюсь, что эта поездка запомнится всем надолго.
Бауэр Н.В.
Наши ребята оставили свои отзывы о поездке:
Вопрос: Насколько Вам удалось познакомиться и подружиться с педагогами и другими ребятами?
Мне удалось подружиться с семьей, в которой мы жили.
О. 7 класс
Я хорошо ладил со всеми и раньше, но все же я узнал всех поближе.
А. 8 класс
-На 100%! Потому что у нас не было времени «сидеть в телефоне» и мы всегда были вместе!
В. 11 класс
Вопрос: Чему Вам удалось научиться во время поездки?
Выдергивать морковку и обрезать ботву.
Э. 7 класс
Раньше я не знал, что можно есть сыроежки и лисички сырыми; еще я запомнил, как выглядит «зонтик» (такой съедобный гриб, похожий на огромную поганку); смог разжечь костер с первой спички.
Г. 7 класс
Я научился экономить силы.
О. 7 класс
Терпению, выдержке.
Л. 11 класс
Умению слушать и единению с природой.
В. 11 класс
Вопрос: Что нового Вам открылось из жизни нашей страны и ее народа?
На историко-краеведческой экскурсии нам рассказывали о том, как переселились на нашу территорию славянские племена. Кто жил там до этого я не знал, а теперь знаю.
Г. 7 класс
То, что в нашей стране находится единственный приют для медвежат.
Л. 11 класс
Вопрос: Опишите Ваши самые яркие впечатления от поездки (природа, дорога, встречи и разговоры с людьми).
В этой поездке я впервые прошелся по болоту, узнал, как оно устроено… как оно может затянуть (на примере Олега – его засосало по самый нос!) Там я увидел место под названием Марсово поле: оно было все в красном лишайнике и мхе.
Г. 7 класс
Очень запомнилось, как мы проводили время в автобусе, в лесу, на лекциях, в доме с девчонками. Самое запоминающееся – это, когда мой одноклассник упал в воду! А когда мы были в лесу, мне понравились деревья, они были настолько высокие, что кажется, будто ты попал в сказку! Я бы хотела поехать туда еще раз, но подольше… например, на недельку! Мне очень понравилось!
Э. 7 класс
Мне понравились все педагоги и ребята, – ведь я первый год в новой школе! Я много узнал о лесах и болотах России. Жалко, что не увидел диких животных, но, если мы поедем на более долгое время, то мы точно их увидим. Поездка запомнилась отличными пейзажами, новыми знаниями и, конечно, друзьями.
К. 8 класс
-Самые яркие впечатления я получил во время похода в лес, где я услышал много интересного о жизни растений и животных. Также мне интересно было посмотреть на настоящее болото, порубить дрова, посидеть ночью у костра.
А. 8 класс
Все было отлично, но больше всего мне запомнились наши душевные разговоры по вечерам, еще когда мы трудились, а потом ждали обеда или ужина… Это было круто!
В. 11 класс