Это правда вопрос важный, и хорошо, когда есть выбор.
В некоторых странах выбора нет совсем, все строго по возрасту. И часто успешность всей школьной жизни определяется тем, родился ты на день раньше или позже. Если выбор есть, стоит все взвесить.
В целом почти всегда чем позже, тем лучше, особенно если ребенок не бодрый общительный крепыш, а скорее замкнутый и быстро устает. Не имеет смысла смотреть на то, умеет ли он читать, писать и считать. В школьной нагрузке первоклассника собственно освоение программы – лишь малая часть. Ребенок, который не знает буквы, может быть готов, а ребенок, который читает толстые книжки – нет.
Готовность к школе это прежде всего способность к волевому, произвольному поведению.
Дети дошкольного возраста действуют спонтанно: захотел – побежал, схватил, крикнул.
У них ещё недостаточно зрелая префронтальная кора, которая как раз и отвечает за оттормаживание спонтанных действий, если они неуместны. С ней же связана способность заставить себя делать то, что не хочется, а также планирование деятельности, без которой невозможно, например, собрать портфель. И школа станет непосильной нагрузкой – не из-за учебной программы, а из-за менеджмента обучения. Все эти задачи будут отнимать много сил и все равно хронически не получаться.
Причем ребенок может быть вполне сообразительным и даже одаренным, но будет себя чувствовать неуспешным.
При этом дети развиваются рывками, и если, например, в апреле вы видите, что волевое поведение у ребенка слабенькое, он реактивен, не управляет своими порывами, это не значит, что к сентябрю все не изменится.
Если сомневаетесь, и ребенок осенний-зимний, можно весной записаться в школу, а в августе передумать. Или наоборот, можно пойти, но быть готовыми забрать, если за пару месяцев не адаптируется, и пойти на следующий год.