Программа организации процесса адаптации учащихся пятых классов

Снимок экрана 2016-06-10 в 11.06.13ВВЕДЕНИЕ

Адаптация – естественный процесс, заключающийся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. От благополучности его протекания зависит успешность овладения учебной деятельно­стью, комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и обучению.

Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации пятиклассников к обучению в основной школе.

Планируемый результат: успешная адаптация пятиклассни­ков к обучению в основной школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  • рациональное развитие физического, психического и социального здоровья учащихся;
  • установление позитивной коммуникации со сверстниками и педагогами;
  • овладение навыками учебной деятельности в новом учебном пространстве.

Содержание программы пронизывает всю образовательную деятельность образовательного учреждения. Программа включает в себя следующие направления педагогической деятельности:

  • методическую работу, направленную на совершенствование качества организации и модернизацию содержания адаптационного периода;
  • индивидуальную и дифференцированную работу учителей предметников, классных руководителей, специалистов, администрации;
  • консультативную помощь всем участникам процесса образования;
  • диагностическую работу, направленную на выявление статуса ребенка.

Первый этап — посвящен организации преемственности между школами 1-ой и 2-ой ступеней. На этом этапе происходит выработка согласованных действий педагогов начальной школы и педагогов среднего звена. Этот этап по времени приходится на конец третьей и четвертую четверти.

Второй этап посвящен формированию адаптационно-развивающей среды в пятых классах, именно на этом этапе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

На третьем этапе продолжается работа предыдущего этапа и организуется аналитическая деятельность. Осуществляется анализ результата адаптации учащихся, успешность обучения, определяется стратегия работы с учащимися, нуждающихся в индивидуальном сопровождении.

Первые два этапа реализуются в первом полугодии в пятого класса, а время проведения индивидуальной психолого-педагогической работы определяется индивидуально.

Задачи педагогического коллектива по обеспечению благополучного протекания адаптационного периода в 5 классе следующие:

  • Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения позитивного переходного периода.
  • Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определе­ние необходимых путей коррекции. В работе с учениками 5 класса необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы.
  • Организация новых форм учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их возрастной этап.
  • Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).
При определении школьной стратегии организации адаптационного периода, педагогический коллектив должен обратить внимание на следующее:

  1. Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученное. Важно использовать другие формы организации обучения:
  • экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;
  • игра (дидактическая и ролевая), которая необходима для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.;
  • диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;
  • практические работы, как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;
  • минилекции, с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать на слух достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.
  1. Понятия должны осваиваться классом не только и не столько на репродуктивном уровне (запомни и воспроизведи), и не только с одной, единственно правильной точки зрения, школьники должны участвовать в обсуждении проблемных вопросов, ставить и доказывать выдвинутые предположения. Конечно, понимание и применение понятий ограничено рамками того школьного предмета, на котором это понятие представлял ось. Вместе с тем способность выделять, характеризовать понятие, использовать его в разных ситуациях должна развиваться как межпредметное умение.
  2. Применение такой формы обучения, как разновозрастное сотрудничество.
  3. Развитие контрольно — оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения.

Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим систематический опыт следующих действий:

  • устанавливать типологию заданий, определять, для проверки какого умения или знания дано то или иное задание;
  • составлять проверочные задания разного типа и уровня сложности (в том числе задания с «ловушками»);
  • определять сложность заданий, распределять задания по степени сложности;
  • находить или создавать образцы для проверки работы;
  • сопоставлять работу с образцом;
  • вырабатывать критерии оценки учебной работы;
  • согласовывать свои критерии с критериями других участников контрольно-оценочной деятельности, в том числе и с учителем;
  • оценивать свою работу по этим критериям;
  • сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника);
  • давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах;
  • отбирать задания для устранения допущенных ошибок;
  • определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия);
  • формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).

Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных и коррекционных упражнений, которые можно проводить на уроке по любому предмету. В качестве одного из приемов формирования оценочно-контролирующей деятельности учитель может использовать определение самим учащимся сроков представления результатов освоения той или другой учебной темы: уче­ник сам докладывает учителю о готовности к написанию проверочной работы по той или другой теме.

Предметом контроля и оценки в учебных предметах со стороны учащихся в это время могут быть:

  • собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления («что у меня получается, какие трудности не могу пока преодолеть и почему?»);
  • последовательность действий при решении поставленных задач («какие операция, действия я должен совершить, чтобы решить задачу?»);
  • личные достижения в изучении учебного и внеучебного материала («чему я научился»);
  • оценка своих возможностей («могу ли сделать большее?»);
  • самостоятельный выбор учебного материала (заданий) для их выполнения («какие задания могу выполнить хорошо?»).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Портрет выпускника основной школы»

 

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
1
1

                                         Учебный план  на 2017 - 2018 учебный год   

                                                        (ФГОС ООО)                                                                      

                                                          5 - 7  классы

Предметные

области

 

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю  по классам

общее  кол-во часов в неделю

общее  кол-во часов  за  год

5

класс

 

6

класс

 

7 класс

 

 

Филология

Русский язык

 

5

5

4

14

476

Литература

 

2

2

2

6

204

Иностранный язык (английский язык)

3

3

3

9

306

Математика и

информатика

Математика

 

5

5

 

10

340

 

Алгебра

 

 

3

3

102

Геометрия

 

 

2

2

68

Общественно-научные предметы

История

 

2

2

2

6

204

Обществознание (включая экономику и право)

 

1

1

2

68

География

 

1

1

2

4

136

Естественнонаучные предметы

Биология

 

1

1

2

4

136

Физика

 

 

2

2

68

Искусство

Музыка

 

1

1

 

2

68

Изобразительное искусство

 

1

1

 

2

68

Технология

Технология

2

2

2

6

204

Информатика и ИКТ

 

1

 

1

34

Физическая  культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая  культура

 

2+1

2+1

2+1

 

9

 

 

 

306

Итого часов обязательной части

26

28

28

82

2788

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

 

 

 

 

 

Филология

Французский/немецкий язык

 

 

2

 

2