Программа организации процесса адаптации учащихся пятых классов

Снимок экрана 2016-06-10 в 11.06.13ВВЕДЕНИЕ

Адаптация – естественный процесс, заключающийся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. От благополучности его протекания зависит успешность овладения учебной деятельно­стью, комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и обучению.

Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации пятиклассников к обучению в основной школе.

Планируемый результат: успешная адаптация пятиклассни­ков к обучению в основной школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  • рациональное развитие физического, психического и социального здоровья учащихся;
  • установление позитивной коммуникации со сверстниками и педагогами;
  • овладение навыками учебной деятельности в новом учебном пространстве.

Содержание программы пронизывает всю образовательную деятельность образовательного учреждения. Программа включает в себя следующие направления педагогической деятельности:

  • методическую работу, направленную на совершенствование качества организации и модернизацию содержания адаптационного периода;
  • индивидуальную и дифференцированную работу учителей предметников, классных руководителей, специалистов, администрации;
  • консультативную помощь всем участникам процесса образования;
  • диагностическую работу, направленную на выявление статуса ребенка.

Первый этап — посвящен организации преемственности между школами 1-ой и 2-ой ступеней. На этом этапе происходит выработка согласованных действий педагогов начальной школы и педагогов среднего звена. Этот этап по времени приходится на конец третьей и четвертую четверти.

Второй этап посвящен формированию адаптационно-развивающей среды в пятых классах, именно на этом этапе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

На третьем этапе продолжается работа предыдущего этапа и организуется аналитическая деятельность. Осуществляется анализ результата адаптации учащихся, успешность обучения, определяется стратегия работы с учащимися, нуждающихся в индивидуальном сопровождении.

Первые два этапа реализуются в первом полугодии в пятого класса, а время проведения индивидуальной психолого-педагогической работы определяется индивидуально.

Задачи педагогического коллектива по обеспечению благополучного протекания адаптационного периода в 5 классе следующие:

  • Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения позитивного переходного периода.
  • Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определе­ние необходимых путей коррекции. В работе с учениками 5 класса необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы.
  • Организация новых форм учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их возрастной этап.
  • Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить).
При определении школьной стратегии организации адаптационного периода, педагогический коллектив должен обратить внимание на следующее:

  1. Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученное. Важно использовать другие формы организации обучения:
  • экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;
  • игра (дидактическая и ролевая), которая необходима для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.;
  • диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;
  • практические работы, как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;
  • минилекции, с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать на слух достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.
  1. Понятия должны осваиваться клас