Уважаемые родители!

 

психолог

Психолог Ольга Владимировна Хухлаева

Мы, взрослые, хотим, чтобы школьная жизнь учащихся была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками.

Главная цель психологической службы – помочь ребенку, оказать ему помощь.

Работа психологической службы ОАНО «Школа права и экономики» направлена на повышение самоэффективности учащихся в современном,динамичном мире.

Современный человек сегодня должен быть:

-успешным

-счастливым

-здоровым

Наши ученики в процессе занятий  будут развивать такие качества, как

— позитивное восприятие себя

— я могу разрешить любую трудную ситуацию

— у меня много умений и достоинств.

DSC_0354Смогут выстраивать:

Позитивную модель жизни

Трудно, не получается. Ищу силу внутри себя. Добиваюсь успеха и праздника.

Позитивное восприятие ошибок

Ошибся. Исправлю. В будущем стану умнее.

Мы часто задаёмся вопросами кому нужна и каким учащимся нужна поддержка психолога?

В современном мире – ВСЕМ.

Негативная информация, высокий темп обучения, недостаток у ребенка времени для свободной игры способствуют тому, чтобы у детей формировалась неуверенность в себе, в окружающем мире, панический страх ошибок и многие другие душевные трудности.

Этому также способствует существующий стереотип о том, что главное- заботиться о здоровье физическом, пить полезные капли, а счастье само придет. Не уделяется внимание психологическому здоровью ребенка, хотя именно оно является и предпосылкой здоровья физического и непременным условием счастья.

Поэтому так часто мы встречаем в окружающих такие качества

школа права и экономики

Неуверенность в себе

У меня ничего не получится. Без взрослых я ничего не смогу.

Депрессивную модель жизни

Трудно, не получается. Брошу, не буду стараться. Я неудачник. Я ничего не хочу.

Страх ошибки.

Боюсь ошибиться. Я должен быть идеален. Ошибка- крушение моих надежд. Контрольная работа- тревожное событие.

 

Поэтому в школе внутренний мир ученика в центре внимания взрослых.

Как это осуществляется?

В начальной школе проводятся классные часы по программе Ольги Владимировны Хухлаевой «Тропинка к своему». Они направлены на стимулирование учащихся к самопознанию и появлению интереса к душевным стремлениям других людей. Занятия также можно рассматривать как профилактику появления у детей в настоящем и будущем психосоматических заболеваний.

психологическая службаКлассный час с психологом в основной и старшей школе проводится по программе Ольги Владимировны Хухлаевой«Повышение самоэффективности учащихся». Ребята будут изучать свои психофизиологические и личностные особенности такие как тип нервной системы, ведущее полушарие, ведущий канал восприятия информации, самооценка, ценности, интересы и т. п. Узнавать свои ресурсы и ограничения, а также способы их преодоления.  Они смогут легче и лучше учиться, эффективнее общаться, смогут правильно выбрать профессию и реализоваться в будущем, как в семейной, так и в социальной сфере.

Помимо групповой работы по необходимости учащиеся включаются в индивидуальные занятия, которые помогают им снять излишнее напряжение, ведь учеба в школе — это трудный процесс. Кому-то нужно научиться эффективнее общаться. Другие же слишком хотят быть хорошими, и от этого начинают болеть. Есть дети со страхами, и это немудрено в современной жизни. Для каждого ученика в таком случае разрабатывается индивидуальная программа развития. Они играют, рисуют, говорят с психологом. Но главное – получают от этого удовольствие.

психологПсихолог наблюдает учащихся на уроках, помогая педагогам осуществлять индивидуализацию учебного процесса. Это возможно, поскольку психолог полностью включен в школьную жизнь, принимает участие в педсоветах, проводит с педагогами тренинги различной направленности.

Работа психолога неразрывна с воспитанием. Поэтому социальные качества – дружелюбие, взаимопомощь, ориентация на семейные ценности формируются у учащихся психологом совместно с заместителем директора по воспитательной работе.

Важный вектор в работе психолога- это родители. Эмоциональный контакт и доверительные отношения. Абсолютная конфиденциальность. Понимание того, что быть родителем- это трудная работа. Вот главные принципы нашего взаимодействия.

А главное – то, что вместе мы сможем все!

 

С наилучшими пожеланиями,

Ольга Владимировна Хухлаева — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета

Положение о психологической службе.


СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Школьники, которым трудно подчиняться - их трудности и ресурсы.

Часто встречаются дети, любимые слова которых «нет, не хочу, не буду». Конечно, они не всегда их произносят. На уроках, к примеру, они могут быть активны. Тогда они поднимают руку и прекрасно соблюдают школьные правила, не причиняя никому особых хлопот. Но подчиняться им трудно, для этого требуется много волевых усилий. Поэтому если им слишком долго приходится контролировать себя, то потом может последовать взрыв эмоций: крики, беготня, громкий смех. Мальчики могут подраться, девочки- заплакать. У некоторых детей эмоциональные вспышки происходят на перемене, прогулке как разрядка напряжения, в котором они находятся на уроке. Другие же терпят весь школьный день для того, чтобы выплеснуть свои чувства дома. И там становятся совершенно неуправляемыми. Но встречаются дети, которые наоборот дома абсолютно послушны. И накопленную энергию они приносят в школу. Тогда перемен для разрядки им не хватает. Им приходится для этого использовать и уроки, особенно не очень интересные. И тогда на уроках они пытаются выкрикивать, смешить класс… этот список можно продолжить. Поскольку эти дети отличаются не только энергией, но и изобретательностью.

Попробуем нарисовать общий портрет детей, которым трудно подчиняться. Главная их характеристика – это активность. Им трудно сидеть без интересного дела. Скучные занятия становятся для них почти невыносимыми, поэтому они стараются их разнообразить. К примеру, рисовать на уроках, играть карандашами, ластиками и т.п. Им интересно узнавать исследовать новое пространство. Если дети маленькие, то они изучают пространство дома, к примеру, содержимое шкафчиков и коробочек. Если подростки, то они резко устремляются на улицу, в компании.

Им хочется все пробовать и учиться только на своих ошибках. Поэтому шалости малышей редко повторяются, они легко их придумывают. А взрослым их трудно предвидеть. Подростки пробуют «на вкус» все то, что для них олицетворяет взрослость, к примеру, от сигарет до поцелуев с девочками.

Как можно заметить, ребят привлекает не любая активность, но проявляемая самостоятельно по собственному выбору. Даже потенциально интересное задание, предложенное взрослым, имеет для ребенка низкую ценность и выполняется с неохотой.

Помимо ярко выраженной активности у этих детей присутствует негативное отношение к контролю со стороны взрослых. Младшие дети его еще терпят, хотя иногда выражают свое неудовольствие. Подростки отчаянно борются с контролем взрослых. И порой нарушают те или иные запреты только для того, чтобы доказать свой контроль над своей жизнью. Иногда маленькому ребенку родители специально говорят: «Я тебе это запрещаю» для того, чтобы он выполнил запретное действие.

У некоторых детей к активности и протесту против контроля добавляется повышенное чувство справедливости. Если какой-то поступок сверстника или взрослого покажется ему несправедливым, это может вызвать у него резкую эмоциональную реакцию.

Однако активных детей, которым из-за этого трудно подчиняться, нужно ни в коем случае не путать с детьми, которые не слушают взрослых из-за своей избалованности. Это дети, вокруг которых находится много взрослых, уступающих им, не ставящих их в условия необходимости соблюдения правил. Чаще такие дети не ходят в детский сад, они не любят этого, иногда начинают там болеть из-за того, что там существует много ограничений. Иногда избалованность является следствием стараний слишком опекающих нянь, стремящихся огородить ребенка от всего, чего только можно. Можно сказать, что у таких детей не сформирована волевая саморегуляция поведения, т.е. умение контролировать себя в необходимых ситуациях, придерживаться установленных норм. В этом как раз и состоит их главное отличие от активных детей, которые регулировать свое поведение умеют.

Какие школьные трудности могут быть у активных детей?

Как мы уже говорили, они испытывают повышенное напряжение при строгом следовании правилам, поэтому могут уставать на уроках, в особенности наполненных однообразными заданиями.

Дома могут возникнуть сложности с выполнением домашних заданий. У некоторых детей запреты вызывают желание сделать все наоборот. Поэтому они «из вредности» не делают то, что нужно, даже если и понимают, что это делать необходимо. Например, если ребенок собирается садиться за уроки, а мама напоминает ему об этом, его реакция может быть такой «Не буду делать и не собираюсь». Он может уйти, заниматься другими делами, а приступить к урокам, когда захочет сам.

Однако кроме трудностей у наших детей имеются огромные ресурсные возможности. Прежде всего, это высокая творческая активность. Они прекрасно умеют придумывать, создавать новое. Их взгляд на проблему будет необычным, а ее разрешение нестандартным. Они никогда не будет действовать по образцам. Они отличаются завидной самостоятельностью. Долго будут терпеть, пока попросят помощи, будут стараться справиться сами. Поэтому хорошо обучаются сами по книгам, учебникам.

Еще одно ценное качество данных детей — высокий уровень притязаний, стремление к успеху. Оно не всегда явно заметно. Но стоит детям в чем- то добиться хорошего результата, замеченного окружающими, они приложат все усилия, чтобы добиться еще большего.

В среде сверстников вероятнее всего у них проявится стремление к лидерству. Подчиняться другим они также не станут. Вот это как раз может быть полезным. Например, перед тем, как следовать негативному примеру сверстников, они всегда подумают: «А не будет ли это выглядеть как слепое подчинение».

Конечно, хочется сохранить такие замечательные качества ребенка, но при этом помочь в преодолении трудностей? Как ?

Сначала нужно предотвратить появление эмоциональных вспышек у детей и подростков, которые являются следствием усталости от напряжения в ситуациях длительного подчинения. Если эти вспышки наблюдаются в школе, значит его домашняя жизнь слишком регламентирована. Нужно предоставить ему больше возможностей для самостоятельного поведения. Если ребенок разряжается дома, вероятнее всего его школьная жизнь организована для него не оптимально. В этом случае стоит обратиться к школьному психологу, он понаблюдает за ребенком на уроках и совместно с учителем подумает, как наладить его учебный процесс. Если речь идет о подростке, то с педагогами психолог обсудит вопрос о необходимости убеждения его в справедливости отметок и дисциплинарных санкций. Несправедливые, по мнению подростка, действия педагогов могут также быть причинами эмоциональных вспышек.

Полезно научиться правильно реагировать на детские «не хочу, не буду». Если на

родительские просьбы ребенок говорит «Нет, я вообще никогда не буду делать – значит ребенок уже об этом думал сам и как раз собирался начать делать сам. Стоит не реагировать на слова ребенка эмоционально, не начинать ругать его как бы не обидными вам не показались его слова. Нужно сначала спросить ребенка, считает ли он нужным когда- либо делать то, о чем просил родитель, например, делать уроки. Как правило, ребенок ответит утвердительно. Затем просить его самому определить время, когда он к этому приступит. После чего предложить напомнить о необходимости в назначенное ребенком время. Если ребенок откажется от помощи, напоминать не стоит. При этом нужно акцентировать ответственность ребенка за сделанный им выбор.

Если ребенок учится в начальной школе, то если ребенок в назначенное им время не начнет выполнять то, что обещал, родителям имеет смысл настоять на выполнении со словами «Ты обещал». Если ребенок будет продолжать артачиться, родители могут аппелировать к его взрослости, повышать значимость предоставленной ему самостоятельности и сказать при этом: « Мы дали тебе дать возможность самому решить как взрослому. В следующий раз будем заставлять тебя как маленького»

Если ребенок уже не ребенок, а подросток, повышается необходимость аргументации при предъявлении запретов, т.е. подробного объяснения их причин. Таким образом, подросток получает опыт осознанного подчинения, т.е. подчинения по объективным причинам.

Полезно учить подростка прибегать к компромиссу, т.е. самому уступать в чем-то для себя более важном, предложив ему в свою очередь уступать в другом.

Поскольку активному ребенку жизненно необходима сфера для приложения творческих сил и демонстрация своего успеха в ней, нужно обязательно найти ее. Если не удается ее связать с учебными предметами, то нужно обратить внимание на кружки и секции. Особенно это важно для подростков. Стремление к лидерству, вниманию сверстников у них становится еще сильнее. И если они не смогут демонстрировать реальный успех, то вероятность проявления негативного лидерства возрастет. В этом случае они будут выкрикивать на уроках, вызывая смех остальных или делать что-то другое только для того, чтобы быть замеченными.

Итак, активный ребенок труден для взрослых. Зато при их терпении и правильных действиях – это их гордость. Впоследствии его достижения щедро вознаградят родителей. 

Что такое индивидуальный познавательный стиль?

Для каждого родителя очень важно, чтобы его ребенок хорошо учится. Однако это не всегда получается. Поэтому мы часто слышим такие вопросы. Я знаю, что мой ребенок умный и способный, почему у него тройки. Я вижу, как мой ребенок занимается, почему у него не пять? Почему я был отличником, а мой ребенок троечник?. Почему я в этой жизни добился всего сам, а мой  ребенок имеет все и не учится так, как мог бы?

Почему я умею преодолевать препятствия, а он пасует перед трудностями? Почему на уроке он хорошо работает, учитель его хвалит, а контрольные пишет плохо?

Действительно, почему так происходит? Кто виноват? Педагоги, которые не находят подхода к ученику? Родители, которые все преувеличивают? Или ребенок ленив, не старателен или просто не хочет учиться?

Виноватых нет. просто все- и педагоги, и родители и сами ученики не задумываются о том, что все люди воспринимают и обрабатывают информацию по-разному, по разному думают, по-разному реагируют на трудную ситуацию. Обычно это называют индивидуальным познавательным стилем. А школа- учебные программы, методы обучения – рассчитана на усредненный образ ученика определенного возраста и класса, на усредненный познавательный стиль. Тем же детям, индивидуальный познавательный стиль которых существенно отличается от класса, учиться труднее, чем тем, которые попадают « попадают» в усредненный образ. Кто-то сильнее устает, кому –то трудно собирать внимание на уроке, а другим, к примеру, нелегко надолго запомнить важную информацию.

Сотрудники школы прекрасно понимают необходимость учета на уроке особенностей индивидуального познавательного стиля учащихся. Но важно, чтобы такой информацией владели и родители. Поэтому   давайте вместе обсудим, как влияют на успешность обучения ребенка в школе различные аспекты индивидуального познавательного стиля?

Как влияет на обучение « любимый» способ ребенка получать информацию?

Иногда родители удивляются, почему после одного и того же урока один ученик все запомнил, а другой- не запомнил почти ничего. Приходится дома еще раз учить, тратить время. Родители начинают искать причины, если такая ситуация повторяется часто. Просят психолога проверить память или внимание. Чаще всего ребенок покажет возрастную норму. Тогда недоумевающий родитель либо признает ребенка неспособным, либо будет видеть причину в педагоге, который плохо умеет учить.

Однако достаточно часто не виноват не ребенок, не учитель. А не запоминает ребенок потому, что воспринимает информацию не в той форме, в которой ее преподносит учитель.

Как ребенок, да и любой взрослый может получать знания? Наиболее важными являются три способа: зрение, слух и ощущения. Их обычно называют визуальным, аудиальным и кинестетическим. Иногда из визуального выделяют еще один способ- логический, который опирается на восприятие формул, графиков, схем. Любой человек умеет пользоваться каждым из выделенных способов, но имеет свой наиболее «любимый», наиболее легкий. Интересно, что и передавая информацию другому, человек будет использовать этот же способ. Получается, что способ восприятия и способ передачи знаний у одного и того же человека совпадают.

Однако есть дети, у которых только один способ восприятия хорошо развит, остальные слишком трудны для использования. Именно эти дети могут не усваивать информацию на уроке и производить впечатление забывчивых в случае, если их способ получения знаний не совпадает со способом подачи его учителем, который как и всякий человек имеет свой предпочитаемый способ.

В особо сложной ситуации могут находиться дети- кинестетики, поскольку для хорошего усвоения им надо потрогать, разобрать, сложить или произвести какие – то другие действия, на что времени на уроке практически не остается.

Какой можно сделать вывод? Если ребенок плохо усваивает, запоминает учебный материал, необходимо в качестве одной из возможных причин рассмотреть несовпадение его способа получения информации и ее преподавания. Если с помощью школьного психолога эта причина подтверждается, нужно, конечно, помогать ребенку развивать те способы, которые у него плохо «работают». А пока, если хотим поговорить с ним «по душам» о чем-то важном, будем использовать предпочитаемый способ ребенка. Если ребенок кинестетик, будем включать в речь описание своих ощущений. К примеру, если очень огорчают невыученные уроки, можно сказать так: «Когда я проверяю твои уроки и они оказываются невыученными, меня как будто колют тысячами иголок, так мне плохо».

Если ребенок визуал- включаем образы. «Давай посмотрим на перспективы того, что ты не делаешь уроки. Заглянем в будущее. Какие картинки у тебя всплывают?». Если аудиал «Расскажи мне. Почему тебе не удалось их все-таки сделать». Если логик- «Давай строить график твоих невыученных уроков. Тогда мне можно будет не беспокоиться и заранее предполагать, в какой из дней они не будут сделаны».

Кроме разговора «по душам» с использованием предпочитаемого способа необходимо научить ребенка делать уроки. Кинестетику можно позволить на столе держать неубранные вещи, чтобы по мере выполнения заданий он мог бы потрогать, повертеть их. Визуалу нужно предлагать делать рисунки перед выполнением задачи, при прочтении текста, при запоминании стихов. Рисунки можно потом использовать как опоры при воспроизведении учебного материала. Некоторым визуалам трудно работать по устным инструкциям, тогда их нужно переводить в письменную форму.

Аудиалу нужно предоставить возможность пошептать прочитать вслух ( можно шепотом) условие задачи, учебные тексты, вслух ответить на предложенные вопросы.

Логику будет проще решить задачу, если он сделает к ней чертеж. Легче запомнить текст, если он будет делить его на части и выделять в них главный смысл

Как влияет на обучение тип нервной системы ребенка?

Часто родителей и педагогов удивляет, почему успехи ребенка в школе ниже, чем могли бы быть. Почему по результатам психологической диагностики у него высокий уровень развития мышления,   а за контрольные работы он получает не только «четверки», но порой и «тройки»? Почему психологи говорят. Что у него все в порядке с вниманием, а учителя сетуют на невнимательность ребенка? К тому же они говорят, что он сильно устает, а врачи не находят у него проблем со здоровьем?

Оказывается, на успешность обучения в школе может сильно влиять тип нервной системы ребенка. Поэтому необходимо. чтобы педагоги и родители знали об этом, учитывали особенности типа нервной системы в организации урока, подготовке домашнего задания, т.е. помогали ребенку находить свои сильные стороны и компенсировать трудности.

Итак, что такое тип нервной системы и как она влияет на процесс и результат обучения?. Это понятие было введено И. Павловым. Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы- сила процесса возбуждения, которая отражает ее работоспособность и проявляется в способности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения.
С этой точки зрения можно говорить о сильном и слабом типах нервной системы, которые различаются прежде всего работоспособностью или утомляемостью, которая может быть оптимальной при определенных условиях.

Дети со слабым типом нервной системы имеют более низкую выносливость, потому им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы дать отдых вовлеченным в работу нервным клеткам, тогда они сохранят оптимальную работоспособность. Кроме того, им подходит такое обучение, когда они имеют возможность выполнять качественно разнородные действия. Если им этого не обеспечить они могут сами переходить к выполнению следующих действий до получения результат предыдущих, будут производить впечатление учеников, которые не доделывают до конца. А на самом деле у них просто включается охранительное торможение, которое помогает им избегать переутомления.

К примеру, при заучивании текста им полезны вспомогательные действия- деление текста на фрагменты, рисование мысленных картинок к ним, составление плана текста и т.п.

Приготовление уроков «сильными детьми может осуществляться за один присест. При этом допустим небольшой шумок. Общество сверстников не мешает, а только помогает их работе. Им требуется некоторая «раскачка» в начале работы, поэтому предпочтительнее делать задания от легких к трудным.

Детям со слабым типом, наоборот, необходимы некоторые перерывы в работе, полная тишина и уединение. Им стоит сначала делать более трудные задания.

На работоспособность детей оказывает влияние степень нервного напряжения. «Сильные дети» увеличивают тонус умственной деятельности, в связи с этим время выполнения заданий уменьшается. Поэтому контрольные работы могут выполняться лучше текущих. У слабых в этой же ситуации тонус умственной деятельности снижается, поэтому время выполнения задания увеличивается. Поэтому качество контрольной работы может быть хуже.

Следующее, чем отличаются индивидуальные стили «слабых» и «сильны» детей – это соотношение в деятельности главных и вспомогательный действий. Что имеется в виду?

Оказывается, все человеческие действия, непосредственно ведущие к достижению определенной цели делятся на главные, т.е. непосредственно ведущие к достижению определенной цели и вспомогательные, которые организуют условия для выполнения главных действий- контролируют, подготавливают т.д.). Например, в написании изложения главное действие сводится к прочтению текста, запоминанию и изложению в письменной форме. Вспомогательные действия при этом- раскладывает удобно учебные предметы, написав абзац, прочитывает его, думает о чем писать дальше и т.п.

У детей со слабым типом нервной системы при свободном выполнении заданий количество главных действий меньше, чем вспомогательных. Для получения высокого результата им необходимо тщательно подготовить рабочее место, настроиться на работу, проверять ее в конце работы. Иначе ее результат будет хуже возможного.

А детей с сильным типом, наоборот, главных действий намного больше, чем вспомогательных, т.е. им требуется меньше времени на подготовку к работе, проверку правильности выполнения. Однако точность выполнения работы при этом может страдать. Поэтому взрослым необходимо побуждать их к этому.

«Терпимость к чужому мнению – как способствовать ее формированию у подростков»?

Наши дети большую часть своего времени проводят в школе. И очень важно, чтобы обстановка в школе была для них эмоционально комфортной. Иначе школа станет для них ненавистной, и ожидать успешной учебы будет трудно. Для подростков особую значимость приобретает общение со сверстниками. Поэтому наличие в классе в целом ровных дружеских отношений является важнейшей потребностью подростков. Понятно, что конфликты неизбежны, но некоторое их количество необходимо для развития некоторых аспектов личности, в том числе уверенности в себе.

Но что же может мешать дружеским отношениям учащихся? Если говорить о подростках, то достаточно частой причиной нарушенных отношений между учащимися является отсутствие у многих терпимости к чужому мнению, к чужому желанию.

Как это может проявляться? Понятно, что по-разному. Иногда в передразнивании друг друга, иногда в приклеивании обидных кличек. Кто-то не хочет садиться рядом с определенным человеком. А кто-то прибегает к открытому унижению, например, говоря сверстнику «Ты никто, тебя вообще не существует» или «Ты сиди, молчи, ты и не человек вообще». Иногда бывают случаи физической агрессии.

Почему такое случается? Значит ли это, что у подростков полностью не сформированы нормы морали?

Дело совсем не в этом. Нетерпимость к чужому мнению является возрастной особенностью шестиклассников. И чуть позже мы объясним причину ее появления. Но особо остро она появляется у подростков с определенными личностными трудностями, т.е. является сигналом их наличия. И уже поэтому с причиной нетерпимости следует разобраться. Кроме того, как уже говорилось раннее, остро проявляемая нетерпимость ведет к конфликтам, снижает эмоциональный комфорт пребывания в школе. Ну и , конечно, частое проявление нетерпимости создает вероятность ее закрепления, превращения в устойчивый стереотип поведения. Давайте задумаемся, какой будет взрослая жизнь человека с такими стереотипами? Какой будет его семейная жизнь? Какие профессии ему противопоказаны?

Однако есть подростки, у которых терпимость к другому мнению уже сформирована. Зачем их родителям обсуждать проблемы терпимости? Но ведь эти подростки много времени проводят среди тех ребят, у которых ее нет, часто глубоко страдают от их проявлений. Поэтому родителям «терпимых» подростков также стоит разобраться в проблеме нетерпимости для того, чтобы помогать своим детям наиболее эффективно взаимодействовать с окружающими.

Поэтому давайте обсудим сначала причины появления нетерпимости, затем личностные особенности, ее усугубляющие. Потом подумаем, как можно помогать ребятам дома.

Итак, начнем с причин. Главной можно назвать появления такого явления как подростковый эгоцентризм. В житейской психологии эгоцентризм считают морально-этической характеристикой, причем далеко не позитивной. Подростковый эгоцентризм- это совсем другое. Прежде всего, это нормальное явление, через которое в большей или меньшей степени проходят все подростки. Его исследовал и описал известный французский психолог Ж.Пиаже. Он считал, что каждая важная возрастная стадия развития характеризизуется эгоцентризмом, который определяется возрастом ребенка.

Подростковый эгоцентризм – это преувеличенная вера в собственную правоту, когда собственное мнение кажется единственно верным, свои чувства и мысли наиболее значимыми, позиции других людей чаще всего не рассматриваются. Понятно, что встречаясь с другим мнением, с другой позицией подросток будет проявляет нетерпимость. Но ведь он     общается с подростками, т.е. с такими же как он, также имеющими единственное верное мнение. Что в итоге? Обида, конфликт.

Усиливает эти реакции повышенная эмоциональная чувствительность подростков, их эмоциональная нестабильность, раздражительность.

Быть взрослым- значит быть крутым, никого не слушать- это тоже дополняет маленький штрих к нетерпимости.

Однако есть подростки, у которых подростковый эгоцентризм проявляется особенно остро. Это ребята с неустойчивой самооценкой, для которых очень важно мнение окружающих о себе. Они стремятся самоутвердиться в среде сверстников различными способами. Быть в центре внимания. Быть во всем первыми. Отстоять свое мнение во чтобы то ни стало для них является очень важным, даже если они сами понимают, что не очень правы.

Если причины нетерпимости в целом понятны, и все согласны, что необходимо помогать ребятам как можно быстрее «проехать» позицию подросткового эгоцентризма, давайте подумаем, как можно способствовать этому.

Сначала нужно договориться, что будем понимать под терпимостью к другому человеку. Многие считают, что терпимость к кому-то – это обязательное наличие с ним дружеских отношений. Отнюдь нет. Терпимость – это признание права другого иметь отличную точку зрения, проявлять поведение, которое мне не нравится, но не оскорбляющее меня. Терпимость – это не значит подставить вторую щеку, если ударили первую. А способность отстраниться от того, что не очень нравиться. И что сделать дальше?

Давайте вернемся к подросткам, у которых терпимость к чужому мнению уже сформировалась. Как помочь им, если в классе есть ребята, которые объективно заслуживают проявления нетерпимости. Они могут открыто унижать других, высмеивать и задираться. Как быть с ними? Тоже терпеть? Закрывать глаза на их недостойные выпады?

Если ваши дети сталкивается именно с таким человеком, стоит рассказать им, что нетерпимость к чужому мнению является нормальной возрастной особенностью подростков. Проявляя ее, сверстник стремится не столько обидеть другого, сколько утвердить себя. И чем более эмоционально ты будешь реагировать на его поступки, тем больше доставишь ему радости. Поэтому стоит учиться хладнокровно аргументировать свое мнение. Действительно, чего хочет подросток, «задирая» другого? Его бурной реакции. Значит, ответные эмоциональные вспышки – это как раз то, что ему нужно. Получается, что подросток провоцирует сверстника на конфликт и сам получает от этого удовольствие. А тот, как рыбка ловится на крючок, обижается, кричит, иногда дерется, т.е. делает все то, что ждет от него провокатор. Спросите у вашего ребенка, хочет ли он быть такой рыбкой. Вы скажете, что дети этого не поймут. Начиная с 5 класса, при подробном пошаговом объяснении дети не только прекрасно нас понимают, но способны учитывать это в своем поведении.

Ну а если наш подросток все знает, на провокацию не реагирует, а сверстник все не унимается? Можно предложить ему «сломать сценарий», т.е. действовать совсем не так, как от него ожидает провокатор.

Одна из мам поделилась своим опытом из взаимодействия с дочерью, когда она порой ничего не слышит и пытается вывести ее из себя. Она рассказала, что в этот момент она громко кричит «Рита, не вижу Риты, и смотрит по сторонам». Девочка быстро успокаивается.

Ученикам шестого класса и старше можно предлагать использовать взаимодействие с провокатором как опыт, который позволяет тренировать силу воли и милосердие, которое они проявляют даже в отношении тех, кто не нравится.

А еще есть такое правило – в человеке меня сильно раздражает то, что скрыто отменяя во мне самом. Можно предлагать анализировать, что роднит с провокатором, какое качество есть и в том и в другом, от которого хотелось бы избавиться.

Итак, будем считать, что мы уже научили своего ребенка взаимодействовать с нетерпимым подростком. Но как же все-таки способствовать формированию у него терпимого поведения?

Прежде всего, слова «терпимость к чужому мнению» нужно ввести в лексикон подростка. Многие не знают, что это такое, не говоря о том, зачем она нужна, чем может быть полезна.

Далее имеет смысл   терпимость к чужому мнению сделать для подростка ценностью, к которой бы он стремился. Можно рассказывать о ситуациях в семье и на работе, когда именно терпимость к чужому мнению помогла, к примеру, сохранить мир в семье, добиться успеха на работе и т.п. Лучше делать это не слишком часто, но периодически, не забывая об этом.

Не стоит забывать, что при всей пользе разговоров подростки в большей степени будут ориентироваться на ваш пример, на поступки, которые они наблюдают. Но взрослые сами не всегда проявляют терпимость. Как быть в этом случае? Честно обсуждать их с подростком, рассматривать их как ошибочные, которым подражать не нужно.

Очень важно развивать у подростка эмоциональную децентрацию, т.е. умение чувствовать других, учитывать не только свои, но и чужие интересы при принятии решения. Это можно делать, предлагая им встать на место мамы, папы, сверстника….

Важно научиться спокойнее реагировать на действительное проявление нетерпимости у подростка. Не странным кажется, что, призывая формировать терпимость, мы предлагаем спокойнее относиться к проявлениям нетерпимости? Подросток все равно не сможет без ошибок. Но важно, чтобы ошибка не вызывала у него чувства вины, которое очень болезненно переживается и вызывает у подростка обратной реакции-ненависти к тому, из-за которого она возникла. Здесь хочется привести пример отца, у которого сын, совершив условно не очень благовидный поступок, страшно терзался из-за этого. И сын спросил «Пап, а у тебя было такое?» И отец поделился с ним случаем, перед которым поступок сына просто померк. И сын успокоился. Если отец ошибался и стал таким, то я тоже могу иногда ошибаться.

Еще необходимо предоставлять подростку в это время возможность помогать кому-то. Если некому, то нужно создавать искусственные ситуации. Это на первый взгляд кажется совершенно не нужным. Причем тут помощь другому и терпимость? Помогая, человек находится в позиции дающего. Это сильная позиция, способствующая формированию уверенности в себе.

Вы можете возразить, если подросток будет всегда учитывать интересы других. Не потеряет ли он свое мнение? Вот как раз для этого, нужно учить ребят аргументировать свои позиции. Но это самое сложное, потому что начать придется с самих себя. Теперь нужно не запрещать ( в большинстве случаев), а предъявляя требование, аргументировать его «Тебе нужно сделать, потому что… иначе….). Можно ожидать, что это приведет к дискуссии с подростков. Это долго и иногда выматывающе, но другого варианта нет. Подростки друг у друга аргументировать свою точку зрения не научатся, только дома, только у вас.

И тогда подростковый эгоцентризм не затянется надолго, не закрепится навсегда. И подростку будет легко и комфортно в любом не только подростковом, но и взрослом коллективе.

Страх сделать что-то не так – почему он мешает учиться – как помочь своему ребенку?

Довольно часто родители обращают внимание на то, что ребенок сильно переживает из-за учебных неудач – огорчается, если допускает ошибку. А на уроке после ошибки в ответе перестает поднимать руку, боится отвечать. А если получает тройку, то даже плачет. У некоторых детей, в особенности маленьких, ошибка может привести к торможению мыслительного процесса. И тогда они, один раз ошибясь, как будто перестают соображать, запоминать и выполняют задание все хуже и хуже.

Контрольная работа для такого ребенка представляет собой серьезное испытание. Он начинает волноваться заранее, даже если уверен в своих силах. Может заболеть голова, живот. Если задание письменное, то могут сильно напрягаться или потеть руки, сильно уставать от этого. Внимание ухудшается, и ребенок делает такие ошибки, какие в обычной жизни он не допускает. Поэтому, заметив это, нередко родители просят психолога проверить внимание, позаниматься с ребенком. А внимание в этом случае, как правило, вполне сохранно.

А на уроке ему так хочется достигнуть хорошего результата в учебе, что он либо постоянно тянет руку и обижается, если не всегда его спрашивают. Либо наоборот внутренне напрягается – телом, голосом – и редко поднимает руку. А бывает, что перестает поднимать руку после случайной ошибки.

Он ставит себе высокую планку и огорчается, если не победил. Нет, он не завидует другим. Он просто сам хочет успеха – на уроке, в олимпиаде, спортивной игре. Он очень-очень старается.

Так, это просто здорово, что ребенок хочет быть лучшим! Он сам устремляет себя к победам. Нужно поощрять его в этом. Вы тоже так думаете? Надеемся, что нет.

Действительно, ребенок находится в постоянном напряжении, стараясь не сделать ошибку. Поэтому устает быстрее других. А иногда на перемене сбрасывает накопившееся напряжение криком и беготней. Некоторые дети начинают болеть.

Но такому ребенку и учиться труднее, потому что сильное напряжение часто снижает внимание. И он делает ошибки, как будто из-за невнимательности. Но на самом деле из-за страха.

Обидно бывает, если из-за своего волнения за контрольные мероприятия он получает более низкие оценки, чем заслуживает.

Иногда страх ошибиться на уроке ребенок переносит в другие значимые для себя сферы жизни. Например, отказывается быть капитаном команды в каких либо соревнованиях. Или выступить на сцене, боясь быть несовершенным. А в самом трудном случае вообще отказывается от ситуаций лидерства. Хотя реально имеет для этого все основания, и сам хочет этого.

Почему это происходит? Может быть, родители что-то делают неверно? Отнюдь нет. Самое удивительное, что такого ребенка могут воспитать только очень хорошие родители, которые отдают ему много сил и внимания. Ребенок большая ценность в их семье, а иногда и основной смысл жизни. Чаще всего сами родители хорошо образованы и социально успешны, поэтому не только хотят правильно воспитывать, но, и знают, как это делать.

Ребенок в такой семье очень любит своих родителей, гордится ими, хочет походить на них. Но дело в том, что он видит своих родителей сразу успешными. Тот путь, который они преодолели, добиваясь успеха, даже если им известен, но не наполнен эмоциональным смыслом. Все равно дети сравнивают себя с родителями сегодняшними, и это сравнение не в свою пользу. Они кажутся себе недостаточно успешными, и каждая сделанная ими ошибка подтверждает это. Каждая ошибка говорит им о своей никчемности, о том, что они недостойны любви таких замечательных родителей.

Вы скажете, что никогда не ругаете и наказываете ребенка за ошибки. Верно, потому что ругает и наказывает себя ребенок сам. Парадокс, но чем теснее эмоциональная связь между ребенком и родителями, чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее ребенок боится их огорчить. А значит, допущенная им маленькая ошибка превращается

для него в Громадную Ошибищу. А если ребенок еще внутренне тонкий, эмоциональный, впечатлительный, то переживания его по поводу ошибок сильно мешают ему жить.

Страх ошибки относят к социальным страхам, потому что основной смысл его – стремление ребенка всячески соответствовать социальным нормам и требованиям к поведению. Действительно, дети со страхом ошибки, как правило, стараются соблюдать все нормы школы. Они всегда слушают учителя, не разговаривают с соседом, не отвлекаются по сторонам, не разглядывают свои руки или пенал. Получаются, что и из – за этого они находятся на уроке в дополнительном напряжении.     С ними очень хорошо и удобно педагогам, но детям тяжело постоянно жить без нарушения правил.

Как же быть родителям таких замечательных детей?

Прежде всего, начать с себя. Нужно сказать себе «Я – хороший родитель, раз у меня такой хороший ребенок». Если произнести ее будет трудно, подумайте, может быть, кто-то из родственников говорит, что вы недостаточно хорошая мать или отец. И эти слова вызывают в вас чувство вины за то, что вы что-то недоделали? Чувство вины – неконструктивное чувство. Если оно есть, постараемся убедить себя в том, что вы все делаете настолько хорошо, насколько можете. Есть объективные причины, чтобы не успеть или не смочь многое.

Наоборот, необходимо научиться искуственно создавать ситуации, в которых вы несовершенны, и демонстрировать их ребенку. Поскольку ребенок смотрит на   родителей как на эталон, которому необходимо соответствовать, увидев ошибки